Тысячелетиями люди увлекались стратегическими играми, от «крестики-нолики» до шашек и шахмат. Одни игры проще, другие сложнее.
Играя, например, в «крестики-нолики», можно довольно легко и быстро разработать хорошую стратегию. Немного практики, и вы уже не проиграете.
Теория игр — это направление в математике, изучающее такие стратегии.
Взять, например, игру вроде «камень, ножницы, бумага». Какова наилучшая стратегия, чтобы выиграть? Если вы решите играть «ножницы» чаще, чем «бумага» и «камень», тогда ваш противник может использовать это против вас и чаще играть «камень». Поэтому можно присмотреться к поведению противника, однако наиболее выигрышной стратегией будет выбор предмета наугад каждый раз.
Если вы играете таким образом, вы можете как выиграть, так и проиграть. Этот эффект называется «равновесием» игры: когда оба игрока используют такую стратегию, ни один из них не может создать перевес на свою сторону. Основой теории игр является известный факт, доказанный Джоном фон Нейманом и получившего развитие в трудах Джона Нэша: большинство всех существующих игр обязательно содержит эффект равновесия.
Но в некотором смысле, игры все еще остаются областью загадок. В 2007 году канадский профессор Джонатан Шеффер со своими коллегами разработал стратегию игры в шашки, которая позволяла выигрывать всегда и везде. Однако пока компьютеры побеждают людей в шахматной игре, такая идеальная стратегия остается недостижимой мечтой.
Источник: книга "Математика за 30 секунд"