Метаграммы или превращение слов

Метаграммы

Есть немало слов, которые при замене в них одной буквы на другую приобретают новое значение. Большинство односложных и двухсложных слов обладают этим свойством, например: КОТ — КИТ, ПОРТ — ФОРТ, МОРЖ — МОРЕ, ШТУРМ — ШТОРМ, ГОЛОС — ВОЛОС, СУРОК — СОРОК и т.д.

Задача, в которой требуется из данного слова путем замены одной из букв получить новое слово, называется метаграммой (от греческого слова meta, здесь означающего «превращение», «изменение»). Бывают и такие задачи, для решения которых требуется совершить целый ряд подобных превращений, при этом получается направленная цепочка метаграмм. Эти задачи очень интересны, а подчас и довольно трудны, но они все больше и больше завоевывают популярность у любителей так называемого «интеллектуального спорта».

Последовательно превращая одно слово в другое, нетрудно построить цепь слов, различных по значению и по качественному составу букв. При этом можно подобрать весьма любопытные смысловые комбинации.

Так, например, путем всего лишь двух превращений первоначального слова можно «ЩУКУ» превратить в «РЕКУ» (ЩУКА — РУКА — РЕКА или ЩУКА — ЩЕКА — РЕКА). А много ли таких же последовательных превращений понадобится для того, чтобы «КОЗУ» превратить в «ВОЛКА»? Совсем немного — всего четыре: КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК — ВОЛК. Четырех превращений, оказывается достаточно, чтобы в слове КОЗА буква К с первого места переместилась на четвертое, а буквы 3 и А вовсе исчезли. Таким же путем «КОЗУ» можно превратить в других животных, названия которых состоят из такого же количества букв — в ЛИСУ, ЛАНЬ, ТИГРА, БАРСА, ограничиваемые подбором промежуточных слов имен существительных единственного числа.

Разумеется, в одном случае цепь слов будет длиннее (так, например, чтобы превращать слово НОЧЬ в ДЕНЬ, требуется шестнадцать промежуточных слов (в другом — короче, что во многом будет зависеть от находчивости игрока, от его умения подбирать наиболее удачные комбинации слов, ускоряющие решение поставленной задачи).

Занимательность такого рода задач на превращение слов позволяет использовать эту форму буквенных головоломок для проведения коллективных игр — состязаний. Составление направленных цепочек метаграмм становится особенно увлекательным занятием, если соблюдать определенные условия игр в слова.

Вот некоторые из них:

1. Превращать одно слово в другое можно только путем замены, перемены одной из его букв; переставлять же буквы в слове нельзя (например, после слова КИТ нельзя писать ТИК; нельзя также записывать то же самое слово с конца (КОТ — ТОК).

2. Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать или удлинять слова (например, после слова ПИРОГА нельзя написать пятибуквен- ное слово — ПИРОГ или после трехбуквенного СТО — четырехбуквпнное СТОЛ).

3. Все необходимые слова должны быть именами существительными (причем не собственными, если это специально не оговорено в условиях задачи) в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например, СЕНИ, САНИ).

Если подобные задачи вы придумаете сами, тс концевые слова цепочки нужно выбирать так, чтобы между ними была логическая (смысловая связь, например: СТУК — ГРОМ, ВРАГ — ДРУГ  БАРС — ТИГР, ШЛЕМ — ВОИН, ГРОЗА — ДОЖДЬ и т.д. Цепочки метаграмм со случайными словами на концах неинтересны. Логическую связь между словами надо подбирать, конечно, умело.

Чтобы не связывать инициативу играющих, количество требуемых промежуточных слов в цепочке не рекомендуется указывать. Но играющим при этом не следует забывать, что из многих возможных решений задачи подобного типа наилучшим считается такое, при котором получится самая короткая цепочка.

Особый интерес для любителей «интеллектуального спорта» представляют цепочки с заданными промежуточными словами, например: МИГ — ЧАС — ГОД — ВЕК — ЭРА или НОЛЬ — ПЯТЬ — СЕМЬ. Подобные задачи являются самыми интересными и самыми трудными. Эти задачи, порою, представляют собой рассказ и даже целое повествование, поэтому составлять их и решать — одно удовольствие.

Перед началом игры вначале надо поставить общую задачу на превращение слов. Например, предложите превратить ЛИСУ в ВОЛКА, сделать так, чтобы на ЛУГУ вырос ЛЕС, за ударом ГРОМА последовал ГРАД или совершить, скажем, морскую прогулку — спуститься по РЕКЕ в МОРЕ, благополучно выдержать встречу с бурей и прийти в порт.

Предварительно следует найти хотя бы одно из возможных решений, пусть не самое короткое. Важно, чтобы у вас была уверенность, что поставленная вами задача может быть решена, а в остальном положитесь на участников состязания.

Для приобретения некоторых навыков в составлении цепочек слов и своеобразной тренировки предлагаем вам прочесть цепочки метаграмм на слова из трех, четырех, пяти букв и цепочку с двумя заданными промежуточными словами.

1. ПАР — ПИР — ПИК — ТИК — ТОК.

2. РЕКА —РУКА —ЛУКА—ЛУЖА—ЛОЖА — ЛОЗА — ПОЗА — ПОРА — ГОРА (или: ЛУПА — КУПА — КУРА — КОРА — ГОРА) — ГОРЕ — МОРЕ.

3. ПОТОК — ПОРОК — ПОРОХ — ШОРОХ — ВОРОХ —ВОРОН.

4. РОТА — РОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК — ПОЛА — ПОРА — ПАРА — ФАРА — ФАРШ — МАРШ — ФАРА _ ФАТА — ФИТА — БИТА — БОТА — ПАРА — ПОРА — НОРА — НОТА — РОТА.

А теперь вооружитесь бумагой, карандашом или ручкой и приступайте к самостоятельному решению задач по составлению цепочек метаграмм. Задания вы найдете перейдя по этой ссылке

 

Источник: книга - 650 головоломок и задач на сообразительность / Ю.А. Аленков.