Настольная игра "Лиса и гуси"

Настольная игра  Лиса и гуси

Викинги называли её «Rävskak» – «Лисьи шахматы». В Германии игра была известна как «Fuchs im Huhnerhof», в Голландии — как «Schaap en wolf», в России — как «Волк и овцы», «Облава», «Облава на волка», «Волк и собаки», в Италии — как «Lupo e pecore». Подобные же игры были известны и в Азии (например, яка-сукари в Японии).


«Лиса и гуси» – игра ещё более несимметричная, чем хнефатафл. «Лиса» одна, любая гвардия телохранителей отсутствует, «гусей» огромное количество и все они толпятся на одном краю доски. Такие игры есть в любой культуре, и во всех присутствуют две неравные силы. Одна сторона обычно включает 1-2 сильные фишки, обладающие большой степенью свободы и возможностью рубить, другая состоит из множества медлительных и уязвимых фишек, но ее маневренность ограничена.

 

Правила

Существует несколько вариантов игры, в которых используется доска для игры «Солитер» с 33 или 37 полями и фигурируют одна «лиса» и некоторое количество «гусей». Есть варианты с двумя «лисами» или «волками».

В наиболее старом варианте игры, перед началом 13 «гусей» расставляются на трёх нижних горизонталях доски с 33 полями, а игрок-«лиса» ставит свою шашку на любое свободное поле. Начинают игру «гуси». Игроки делают ходы поочерёдно, передвигая свои шашки по горизонтали или вертикали (но не по диагонали) на любое свободное поле.

Цель «гусей» — запереть «лису»; цель «лисы» — не дать этому случиться. «Лиса» может «съесть» «гуся», перескочив через него на свободное поле. За один ход она может съесть и нескольких «гусей» (как в шашках). Съеденные «гуси» снимаются с доски и в игре больше не участвуют.

Обычно «лиса» запирается семью или восемью «гусями», но теоретически это возможно и с четырьмя. Хотя считается, что «лисе» для победы достаточно съесть восемь «гусей» — в этом случае блокирование ей не грозит. Этот вариант плохо сбалансирован в пользу «гусей».

Начальная позиция

Два игрока решают, кто из них будет лисой, а кто — гусями; после каждой партии роли меняются. Фишки расставляются на своих позициях на доске, как показано — гуси в верхней части доски, а лиса обычно в центре (хотя ее можно поставить на любое свободное место по усмотрению игрока).

Лиса

Может передвигаться в любом направлении вдоль соединительных линий на один шаг за каждый ход (а). Кроме того, она может «съесть» гуся, перепрыгнув через него на соседнюю свободную клетку; после этого гусь снимается с доски. За один ход лиса может совершить два и более прыжков (съедая каждого гуся, через которого она перепрыгивает) при условии, что за ним имеется свободное поле (б). Лиса обязана прыгать, если альтернативного хода нет, даже если это ставит ее в уязвимое положение.

Гуси

Могут двигаться вдоль соединительных линий в любом направлении, кроме движения назад (в). Один гусь в свой ход перемещается на одну клетку. Гуси не могут прыгать и съедать лису; их задача состоит в том, чтобы окружить ее так, чтобы у нее не было хода.

Конец игры

Лиса побеждает, если:
 а) съедает столько гусей, что оставшихся недостаточно для того, чтобы поймать ее в ловушку;
 б) ей удается перехитрить гусей и пробиться на другой конец доски {где гуси не могут преследовать ее).
 Гуси побеждают, если им удается окружить или загнать лису в угол.
 

Варианты

В первом номере журнала «Наука и жизнь» за 1976 год было упомянуто по меньшей мере шесть вариантов игры, отличающихся числом полей доски (33 или 37), числом «гусей» (13, 15, 17, 19), набором разрешённых ходов (только по вертикали или горизонтали, по некоторым диагоналям, по любым диагоналям), а также по тому, разрешено ли «гусям» ходить назад.