Правила игры Го

Правила игры Го

Игра го (японское назв. – и-го, китайское назв. – вэйци, корейское назв. – бадук) — интеллектуальная настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, ориентировочно зародившаяся в Китае более 3,5 тыс. лет назад.
В английском языке было решено название игры писать с заглавной буквы Go, чтобы отличить от глагола «идти» - go.
Прежде чем познакомиться с правилами го необходимо познакомиться с инвентарем для игры.
В го играют на традиционно каменном или деревянном поле прямоугольной формы, которое называется доска или гобан (если у доски имеются ножки). Разлинованное по вертикали и горизонтали поле содержит 19 на 19 пересечений (пунктов). Также поле может быть размерами поменьше – 13 на 13 и 9 на 9 (учебные поля).
В го играют черными и белыми камнями – фишками (бывают и другие расцветки). Камни могут быть двояковыпуклые (форма жемчужины) – японское исполнение – или плоские (выпуклые с одной стороны) – китайский стиль. В комплекте 181 черных и 180 белых камней – 361 камень – обычно такого количества хватает с запасом, поэтому иногда в зависимости от набора можно встретить и меньшее количество камней. Материал, из которого производятся камни сегодня, очень многообразен: пластик, стекло, фаянс, полудрагоценные камни и пр. Традиционные японские камни изготовлены из раковин хамагури (белые) и базальта (черные).
Также в комплект для игры в го входят чаши — специальные закрывающиеся емкости, обычно произведенные из древесины и предназначенные для хранения камней.

Правила игры го довольно просты:

1) В го играют двое (возможна игра пара на пару). Игра начинается с пустой доски. Ходы делаются по очереди, начинают черные, после постановки камень не передвигается (но может быть снят с доски при определенных условиях). 
2) Для компенсации права черных ходить первыми белые уже в начале игры получают несколько очков (коми)
3) В случае, когда играющий не видит целесообразности в своем ходе (ход не приносит очки) он может пропустить ход (пасовать). После двух пасов с обеих сторон игра заканчивается.
4) Признать свое поражение (сдаться) можно в любой момент игры.
5) Камень (группу камней) можно снять с доски («съесть», «захватить в плен»), когда заняты все свободные пункты (дамэ) вокруг него (группы). 
6) Ход признается сделанным, когда с поля сняты все окруженные камни, если такие есть. 
7) Самоубийственные ходы запрещены: нельзя делать ход, после которого свой объект останется без свободных соседних пунктов (дамэ или «дыханий»).
8) Правило КО: в го существует запрет на повтор позиции, то есть не должен быть повторен рисунок из камней, который возник на доске при сохранении очереди хода. В локальном месте для съедения камня, который только что снял наш камень, необходимо сыграть в другом месте и изменить «глобальный» рисунок на доске.
9) После того, кого оба игрока пасуют, игра завершается и подсчитываются очки. Очки начисляются за каждое пересечение, огороженное своими живыми камнями и каждый снятый камень противника. 
10) Побеждает игрок, который набрал очков больше, чем партнер.