Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.
Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша.
Три года
Развитие трехлетних малышей уже позволяет им строить причинно-следственные связи. Дошкольники способны выявлять отличия на картинках или в предметах, различать цвета, геометрические формы, действия. Ребенок в этот период особенно любопытен, он с удовольствием изучает окружающий мир, привлекая к процессу знакомства старших и задавая им бесконечные вопросы.
Если мыслительные процессы проходят нормально, то в три года малыш должен уметь:
- отличать основные цвета;
- фантазировать во время игр и рассказов;
- выполнять сразу несколько простых команд;
- запоминать несложные песенки и стишки, воспроизводить их по желанию;
- знать простые числа;
- считать до пяти;
- группировать предметы по цветовым и геометрическим признакам;
- находить ответы на загадки, соответствующие возрасту;
- запоминать и узнавать родственников и друзей по фото.
- называть собственную фамилию, имя, адрес;
- пользоваться более чем 250 словами;
- давать ответы на вопросы;
- правильно строить простые и сложные предложения;
- сочинять и пересказывать сказки и истории.
Четыре года
Итак, что же умеет четырехлетка:
- Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
- Знает значения используемых слов и общих понятий.
- Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
- Знает названия геометрических фигур и цвета.
- Считает до 10.
- Отличает, где правая сторона, а где левая.
- Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
- Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
- Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
- Знает времена года и порядок их смены.
- Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
- Знает некоторые буквы и цифры.
- Собирает паззлы минимум из 5 деталей.
Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша.
Пять лет
Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Задача родителей – обеспечить сына или дочь интересными книгами, играми, познавательными детскими фильмами.
Пятилетка должен уметь следующее:
- отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок;
- последовательно рассказывать о происходящих событиях;
- придумывать рассказ по сюжетным картинкам;
- знать все основные цвета;
- без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках;
- сосредотачивать внимание на текущем занятии не менее 10 минут;
- знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус каждого из них;
- знать наизусть несколько стихов.
- считать от 0 до 10 и обратно;
- знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать;
- считать предметы в пределах десяти штук;
- знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;
- использовать в речи числительные;
- проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);
- уметь называть и рисовать основные геометрические фигуры.
Логическое мышление
Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. В этом возрасте ребенок должен уметь:
- находить лишний предмет в группе подобных и объяснять свой выбор;
- выделять определенный признак предмета, группировать предметы по этому признаку;
- придумывать логическое продолжение начатого рассказа;
- соотносить предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (книга – прямоугольник, тарелка – круг);
- дорисовывать недостающие элементы на картинке.
Существует множество игр на развитие логики, которые можно предложить дошкольнику. Они необходимы не только для будущего обучения в школе, но и для лучшего понимания окружающей действительности.
Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС?
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:
- уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;
- быть активным на занятиях;
- адекватно реагировать на те или иные ситуации;
- проявлять любознательность и желание познавать мир;
- знать основные сведения о себе, своей семье;
- иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;
- уметь самостоятельно обслуживать себя;
- знать основные правила безопасности.
Эта небольшая памятка для родителей с минимальным набором необходимых малышу знаний и умений поможет при подготовке к школе.