Нормы развития ребенка от трех до пяти лет

Пазлы из дерева: Кролик

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша.

Три года

Развитие трехлетних малышей уже позволяет им строить причинно-следственные связи. Дошкольники способны выявлять отличия на картинках или в предметах, различать цвета, геометрические формы, действия. Ребенок в этот период особенно любопытен, он с удовольствием изучает окружающий мир, привлекая к процессу знакомства старших и задавая им бесконечные вопросы.

Если мыслительные процессы проходят нормально, то в три года малыш должен уметь:

  • отличать основные цвета;
  • фантазировать во время игр и рассказов;
  • выполнять сразу несколько простых команд;
  • запоминать несложные песенки и стишки, воспроизводить их по желанию;
  • знать простые числа;
  • считать до пяти;
  • группировать предметы по цветовым и геометрическим признакам;
  • находить ответы на загадки, соответствующие возрасту;
  • запоминать и узнавать родственников и друзей по фото.
  • называть собственную фамилию, имя, адрес;
  • пользоваться более чем 250 словами;
  • давать ответы на вопросы;
  • правильно строить простые и сложные предложения;
  • сочинять и пересказывать сказки и истории.

Четыре года

Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша.

Пять лет

Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Задача родителей – обеспечить сына или дочь интересными книгами, играми, познавательными детскими фильмами.

Пятилетка должен уметь следующее:

  • отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок;
  • последовательно рассказывать о происходящих событиях;
  • придумывать рассказ по сюжетным картинкам;
  • знать все основные цвета;
  • без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках;
  • сосредотачивать внимание на текущем занятии не менее 10 минут;
  • знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус каждого из них;
  • знать наизусть несколько стихов.
  • считать от 0 до 10 и обратно;
  • знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать;
  • считать предметы в пределах десяти штук;
  • знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;
  • использовать в речи числительные;
  • проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);
  • уметь называть и рисовать основные геометрические фигуры.

Логическое мышление

Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. В этом возрасте ребенок должен уметь:

  • находить лишний предмет в группе подобных и объяснять свой выбор;
  • выделять определенный признак предмета, группировать предметы по этому признаку;
  • придумывать логическое продолжение начатого рассказа;
  • соотносить предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (книга – прямоугольник, тарелка – круг);
  • дорисовывать недостающие элементы на картинке.

Существует множество игр на развитие логики, которые можно предложить дошкольнику. Они необходимы не только для будущего обучения в школе, но и для лучшего понимания окружающей действительности.

Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС?

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:

  • уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;
  • быть активным на занятиях;
  • адекватно реагировать на те или иные ситуации;
  • проявлять любознательность и желание познавать мир;
  • знать основные сведения о себе, своей семье;
  • иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;
  • уметь самостоятельно обслуживать себя;
  • знать основные правила безопасности.

Эта небольшая памятка для родителей с минимальным набором необходимых малышу знаний и умений поможет при подготовке к школе.