Эта головоломка имеет предшественницу - знаменитую головоломку "Игра в 15".
На 16 квадратных плашках нарисованы дуги окружности так, что из них можно сложить узор: четыре окружности (1). Плашки находятся в плоской коробке, справа вверху - одна свободная ячейка. Задача состоит в том, чтобы перестроить один узор в другой; заранее заданный, за возможно меньшее количество ходов.
Первым ходом сдвигается вверх плашка 4, освобождая место для маневрирования остальными плашками. Последним ходом плашка 4 становится на свое место.
Поскольку плашки передвигаются по доске не поворачиваясь, положение этой плашки определяет конфигурацию группы узоров (из четырех возможных групп), исключает возможность перевода из группы в группу (например, узор 1 в узор 6). Однако внутри группы любой из узоров "взаимопревращаем".
Записывать ходы удобнее всего стрелками. Направление стрелки показывает, куда перемещать очередную плашку.
Задача 1. Перестроить плашки из позиции 1 в позицию 2 за 14 ходов.
Задача 2, 3, 4. Переведите плашки из позиции 1 в: - позицию 3 за 20 ходов; - позицию 4 за 34 хода; - позицию 5.
Задача 5. Трансформируйте: узор 3 в узор 4 за 40 ходов, узор 2 в узор 4 за 32 хода.
Задача 6. Если плашку "Узоры" (размер ее 1 на 3) сделать подвижной, то возможно переводить узор из одной группы в другую. Становится разрешимой задача, невозможная при неподвижной плашке, а именно перевести узор 1 в его "антипод" - узор 6.
Задача 7. Все плашки головоломки помечены числами от 1 до 16, начиная с верхней левой плашки. Попробуйте расположить их (конечно, не поворачивая) так, чтобы получился магический квадрат 4 на 4, то есть, чтобы сумма четырех чисел по любой горизонтали, вертикали и двум диагоналям была одинаковой и равнялась 34. Вы увидите при этом узор, отличный от первоначального, но тоже обладающий строгой симметрией.
Дуги - не единственно возможная форма рисунка на плашках. На рисунке можете увидеть несколько вариантов из них.