Меледа

На странице представлен дизайн принципа: Рекурсивные головоломки.
Головоломка: Меледа

Меледа — одна из древнейших головоломок. Согласно легенде, китайский воин Хун Мин изобрел её во II веке, чтобы занять свою жену, пока он был на войне. Отсюда и другое её название. Такие головоломки часто называют "Китайские кольца". Есть версии, что на Руси она была известна с 9-го века.

В Европе она была известна уже в 16 веке, и даже Джеронимо Кардано — итальянский математик, первооткрыватель формулы решения кубического уравнения — ссылается на неё в одной из своих математических работ. В то время Меледа стала особенно популярна в скандинавских государствах, с ней не только играли, но и использовали в качестве замка для сундуков и сейфов. Для этого, конечно, её нужно было сделать из чрезвычайно прочного материала, а не из тонких проволок и дерева.

Цель игры состоит в том, чтобы освободить челнок, продетый через кольца. Для этого требуются шаги, количество которых экспоненциально увеличивается с количеством колец в головоломке. Как следствие, необходимое для решения количество шагов можно увеличивать по желанию, нужно только изменить количество колец. Таким образом, даже у тех, кто точно знает решение, на снятие челнока может уйти много минут или даже часов, в большинстве случаев это обеспечивает достаточную безопасность для защиты шкафа.

Известно много версий Меледы. В настоящее время распространена версия с замкнутой веревочной петлей вместо жесткого челнока. Задача - отвязать веревку от столбов.

Решение требует логики, очень похожей на версию с жесткой петлей. Однако гибкая веревка допускает странные трансформации игры, в том числе такие, из которых поначалу совсем не очевидно, что они тоже принадлежат семейству Меледы.

Другие дизайны