Подобно китайскому танграмму , японский танграм создается путем деления квадрата.
Японский танграм гораздо менее известен, чем китайский, хотя он такой же сложный, если не сложнее. Или именно поэтому он не так сильно распространился?
В 1742 году под псевдонимом Ганрейкен вышла небольшая книга о японской головоломке из семи частей. Настоящее имя автора неизвестно. Название было «Sei Shonagon Chie-no-ita», или гениальные пьесы Sei Shonagon. Сей Сёнагон была придворной дамой, которая жила примерно в 966–1017 годах. Нет ясной причины, по которой Ганрейкен назвал в ее честь свой 32-страничный буклет. В буклете 42 шаблона с ответами, но формы неточные. Примерно в 1780 году Такахиро Накада написал рукопись под названием «Нарабемоно 110 (110 образцов схемы аранжировки)».
На западе на удивление мало публикаций об этой головоломке. Первые письменные упоминания об обоих головоломках относятся к 19 веку. Но китайский родом из начала века, на несколько лет раньше японского. В то время все книги и предметы, поступающие из Китая, встречались с большим интересом по всей Европе, по Японии был гораздо меньший культ. Вероятно, это также способствовало снижению популярности.
Сей Сёнагон состоит из 7 частей, как китайский Танграм, которые составляют квадрат. В отличие от Танграма, их можно сложить вместе, чтобы получился квадрат, двумя разными способами.
Они также могут образовывать квадрат с пустотой посередине: фигура с отверстием посередине — одна из оригинальных головоломок.
Там, где китайский танграм имеет 13 выпуклых форм, Филип Мутоу показал, что Чие-но-ита имеет 16 возможных выпуклых форм.
Для японского танграма известно гораздо меньше заданий. И это несомненно хорошая новость, потому что есть больше возможностей изобретать новые! Не стесняйтесь экспериментировать!